Особенности поведения россиян в сети

Мы стараемся следить за последними тенденциями, тестируем новые возможности и приемы, но без анализа нашей аудитории все усилия сводятся к нулю. И если ЦА у каждого бизнеса своя, то есть нечто, что объединяет всех нас так или иначе — это работа с русскоязычной аудиторией. И было бы ошибкой считать, что поведение в сети наших соотечественников ничем не отличается от привычек англичан или американцев. Сегодня сосредоточимся на том, что характерно для россиян сейчас и что изменилось в их поведении в сети за последние два года.

Увеличение количества пользователей

В 2018 году в рунете произошел значительный прирост активных пользователей. Если вы думаете, что дело в подростках, которые наконец-то заполучили желанные девайсы и рванули в сеть, то вы ошибаетесь. На 25% возросла доля людей в возрасте 55 лет и старше. Объясняется это просто. Многие из нас подарили своим родителям смартфоны и те стали активными пользователями интернета. Исследования подтверждают, что люди старшего возраста стали активнее пользоваться мобильными устройствами и чаще выходят в сеть.

Что из этого следует? Люди пенсионного возраста, с одной стороны, более доверчивы, у них нет опыта и они часто становятся жертвами мошенников, а потому большинство из них боится приобретений в сети и консультируется с детьми или внуками. При этом, старшее поколение по-прежнему ценит товары высокого качества, знакомые им рецептуры, проверенные годами вещи. Они в меньшей мере заинтересованы последними новшествами в сфере технологий, но при этом они по достоинству оценят товары для дома и быта, которые гарантируют комфорт и долговечность, а также товары для здоровья.

Что примечательно, наши дорогие родители и бабушки-дедушки внезапно оценили онлайн-игры и возможность найти своих одноклассников и друзей. Может они наконец-то поймут, почему мы не отлипали от приставок в детстве? А некоторые из них уже могут дать нам фору, учитывая то, что осенью 2018 года в России был проведен первый киберчемпионат среди игроков старше 55 лет!

Противостояние поколений Y и Z

Миллениалы (поколение Y, те, кто родился после 1981 года) утратили своё безоговорочное первенство в сети и вынуждены "разделять и властвовать" с центениалами (поколение Z, родившееся в 2000 годах). Всего 20 лет, а различия в интернет-предпочтениях есть и они ощутимы.

Центениалы, родившиеся с гаджетами в руках, легко совершают покупки в интернете от мелочей до серьезных приобретений, вроде мебели и техники. Главное, чтобы не пришлось идти в магазин. При этом они высоко ценят конфиденциальность и возможность сделать что-либо без лишних действий.

Обеспечьте им яркий впечатляющий интерфейс с быстрым заказом, возможность задать вопрос без регистрации — и они будут рады. Центениалы блокируют рекламу (около 60% респондентов), у них отлично работает избирательное внимание (они не замечают или сразу отметают ненужное), их практически невозможно склонить к чему-либо, если вы не используете креативный и смелый подход.

Из минусов — они быстро теряют заинтересованность, легко переключаются на что-то другое, если на их пути возникают сложности или неудобства.

В отличие от миллениалов, центениалы не столь болезненно жаждут внимания и скорее похвастаются чем-то, что поможет им не только выделиться, но и будет нести определенную, близкую им философию (экологичность, экономия ресурсов, дружественность к животным, минимализм как аскетичность).

Миллениалов же наоборот привлекает возможность самоутверждения в сети. Они активные пользователи соцсетей, пишут и читают блоги, находятся в поиске авторитетов, подкрепляющих их значимость. Они могут не полениться, чтобы получить доступ в закрытое сообщество, которое гарантирует им эксклюзивность, но при этом, они тоже не любят чрезмерных сложностей. Более расположены к роскоши (в привычном понимании этого слова), но не только в силу своей опытности и искушенности, но и потому, что таким образом они реализуют стремление быть знатоком, выбирая только лучшее.

YouTube не сдает позиций

Видеоконтент по-прежнему актуален в России. Пожалуй, это наиболее перспективный инструмент в работе с различной аудиторией. Пользователи старшего возраста предпочитают посмотреть ролики how-to-do, вместо того, чтобы читать пошаговые инструкции в очках (например, кулинарные или лекарственные рецепты), миллениалы обучаются новым престижным умениям, следят за гуру, а центениалы смотрят интересные обзоры товаров и услуг для принятия решений о покупке.

Безопасность и конфиденциальность

Всё больше россиян демонстрируют настороженность при необходимости вводить личные данные. Прогресс и растущая автоматизация, искусственный интеллект и машинное обучение вызывает у наших соотечественников опасения. Более 80% аудитории высказывают обеспокоенность тем, как в дальнейшем будет использована их личная информация и менее половины опрошенных продемонстрировали уверенность в том, что перемены в сети к лучшему.

Таким образом, несмотря на возросшую активность, у российской аудитории сохраняется настороженность и желание проверить сайт/продавца, при этом, молодежь может демонстрировать импульсивное поведение при условии, что товар или услуга соответствуют их представлениям о мире или субкультуре. Объемные опросники, лишние поля в формах, невозможность быстро получить ответ на свой вопрос тормозят коммерцию в сети, как и чрезмерная реклама или неудобный интерфейс.

В процессе подготовки статьи использовались материалы и исследования:

https://rusability.ru/usability/12856/ https://tass.ru/obschestvo/5006728

https://adindex.ru/publication/analitics/100380/2019/02/5/231252.phtml